Первый в России уникальный музыкальный марафон, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, открыл новую страницу в фестивальном движении нашей республики.
В течение почти двух месяцев в Марийском государственном театре оперы и балета им. Э. Сапаева йошкаролинцы и гости столицы Марий Эл посмотрели больше 10-ти масштабных постановок, рассказывающих о разных периодах героической истории России.
Помимо ярких, сильнейших по своему эмоциональному накалу, уже полюбившихся публике оперных и балетных спектаклей нашего театра, таких, как «Молодая гвардия», «Письма с фронта», «Екатерина великая», «Война и мир», «Русский Гамлет», «Хрустальный дворец» и «Гусарская баллада», в фестивале приняли участие музыкальные театры из Республики Татарстан, Башкортостан, Челябинска, а также Большой театр Республики Беларусь.
Адресат - молодежь
Фестиваль «История Отечества на оперной и балетной сцене» изначально одну из важнейших своих задач видел в том, чтобы вызвать интерес к изучению истории России посредством произведений классического и современного музыкального искусства. В первую очередь это было адресовано молодому поколению. И, судя по тому, что в зрительном зале всегда можно было увидеть довольно много молодежи и родителей с детьми, а билеты раскупались почти молниеносно, организаторам и идейным вдохновителям нового фестивального проекта есть, чем гордиться.
Марийское отделение Союза театральных деятелей РФ, Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ, Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Э. Сапаева не просто придумали, организовали и достойно провели тематический театральный марафон, аналогов которому пока нет в России, но и подтолкнули ряд крупных российских театроведов, музыкальных, балетных, театральных критиков поразмышлять над тем, какое место опера, балет, мюзикл на тему истории России занимает сейчас в афишах репертуарных театров, что есть художественная и историческая правда, в чем их разница, как современные театральные постановки интерпретируют события героического прошлого страны от древних времен до наших дней.
«Учить, побуждать, развлекать»
Эти вопросы обсуждались на научно-практической конференции «Академическое искусство против искажения истории России», которая прошла в рамках фестиваля и стала завершающим мероприятием проекта «История Отечества на оперной и балетной сцене». Участие в работе конференции приняли: музыковед, кандидат искусствоведения Георгий Ковалевский (Санкт-Петербург), театральный критик, руководитель кабинета Музыкальных театров СТД РФ Ольга Кораблина (Москва), театровед Екатерина Беляева (Москва), балетный критик, кандидат искусствоведения Роман Володченков. Столичные гости поделились со студентами МарГУ, учащимися колледжа культуры и искусств им. Палантая, медиа-класса Лицея «Бауманский» своими размышлениями, провели анализ ситуации с патриотическими постановками на сцене российских театров и подвели некий итог прошедшему фестивалю.
- Если речь заходит о героических балетах, прочно вошедших в репертуар некоторых театров, в которых речь идет о свободе, совести и чести, то на ум приходят лишь «Спартак» и «Пламя Парижа», - сказала Ольга Кораблина. – Получается, что в России при нашей богатейшей истории на слуху практически и нет других названий, к большому сожалению. Очень здорово, что сегодняшний фестиваль дал возможность подумать и поразмышлять на эту тему, показал, что она волнует театры. Я бы очень хотела, чтобы спектакли, рассказывающие о героическом прошлом и настоящем нашей страны, ставились не только к знаменательным датам. Такие исторические постановки должны быть в репертуаре всегда. Отрадно, что театр имени Эрика Сапаева давно это понял и 10 лет назад создал прекрасный спектакль «Письма с фронта».
- Фестиваль «История Отечества на балетной и оперной сцене» позволил сделать важные выводы и с уверенностью сказать, что представленные спектакли, без сомнения, помогают сформировать у зрителя правильное представление о силе духа, подвиге во имя Отчизны, безвозмездном служении Родине, непредательстве, стойкости тыла, единении разностей, силе личности, долготерпении, - поделился впечатлениями о проекте Роман Володченков.
- Мне кажется, что современный театр так или иначе должен пытаться следовать трем аспектам убеждения, которых придерживались в римской риторике: учить, побуждать, развлекать, - сказал Георгий Ковалевский. – Я искренне желанию театру имени Сапаева следовать по выбранному им пути.
«Разрулили». Усадили.
Фестивальный марафон завершился балетом «Письма с фронта» на музыку Валерия Гаврилина. Погода внесла свои коррективы в планы организаторов, и спектакль перенесли с открытой площадки на сцену театра оперы и балета, сохранив при этом вход свободным. Несмотря на холод и позднее начало действа, в начале девятого часа вечера 21 июня входные и бесплатные билеты администраторы предлагали уже только на балкон.
Желающих воспользоваться возможностью свободно попасть на спектакль театра, в который купить билеты не так и просто, оказалось много. Не знаю, пришлось ли администраторам в итоге закрыть двери театра и не пускать тех, кто пришел позднее остальных, но в партере и амфитеатре ни одного пустого места (даже приставного) не было. Надо отдать должное администрации, капельдинерам - «разрулили» все и усадили всех.
Трогательно до слез
«Письма с фронта» захватывают с первых минут. История трагической любви как будто вырвана из огромного оркестра человеческих жизней, чьи голоса затихли на поле битвы. Пронзительная музыка Валерия Гаврилина, фрагменты военных песен Андрея Эшпая, Константина Листова, Яна Френкеля, синтез современной пластики, классической хореографии и драматического искусства делают это произведение невероятно запоминающимся и до слез трогательным. В основе либретто - подлинные фронтовые письма времен Великой Отечественной войны. Спектакль в репертуаре уже 10 лет, и каждый раз он будоражит душу и заставляет чаще биться сердце не только у публики, но и у артистов.
- Балет «Письма с фронта» занимает в моем сердце особое место, - поделился с «Марийской правдой» Роман Стариков, ведущий солист балета, исполнитель партии Немца. - Когда его ставили 10 лет назад, я был совсем юным артистом и помню, с каким воодушевлением тогда танцевал, помню, как на генеральной репетиции слезы на глазах были у всех артистов. Этот балет не может никого оставить равнодушным. И теперь, спустя столько лет, вновь удалось испытать такие же сильные эмоции, как на премьере. Безумно люблю это произведение, желаю всем хотя бы раз в жизни его увидеть.
Первый фестиваль «История Отечества на балетной и оперной сцене» сам уже стал историей, у которой, надеюсь, обязательно будет продолжение, и Йошкар-Ола с радостью примет в большую фестивальную семью еще одного достойного члена.
В течение почти двух месяцев в Марийском государственном театре оперы и балета им. Э. Сапаева йошкаролинцы и гости столицы Марий Эл посмотрели больше 10-ти масштабных постановок, рассказывающих о разных периодах героической истории России.
Помимо ярких, сильнейших по своему эмоциональному накалу, уже полюбившихся публике оперных и балетных спектаклей нашего театра, таких, как «Молодая гвардия», «Письма с фронта», «Екатерина великая», «Война и мир», «Русский Гамлет», «Хрустальный дворец» и «Гусарская баллада», в фестивале приняли участие музыкальные театры из Республики Татарстан, Башкортостан, Челябинска, а также Большой театр Республики Беларусь.
Адресат - молодежь
Фестиваль «История Отечества на оперной и балетной сцене» изначально одну из важнейших своих задач видел в том, чтобы вызвать интерес к изучению истории России посредством произведений классического и современного музыкального искусства. В первую очередь это было адресовано молодому поколению. И, судя по тому, что в зрительном зале всегда можно было увидеть довольно много молодежи и родителей с детьми, а билеты раскупались почти молниеносно, организаторам и идейным вдохновителям нового фестивального проекта есть, чем гордиться.
Марийское отделение Союза театральных деятелей РФ, Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ, Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Э. Сапаева не просто придумали, организовали и достойно провели тематический театральный марафон, аналогов которому пока нет в России, но и подтолкнули ряд крупных российских театроведов, музыкальных, балетных, театральных критиков поразмышлять над тем, какое место опера, балет, мюзикл на тему истории России занимает сейчас в афишах репертуарных театров, что есть художественная и историческая правда, в чем их разница, как современные театральные постановки интерпретируют события героического прошлого страны от древних времен до наших дней.
«Учить, побуждать, развлекать»
Эти вопросы обсуждались на научно-практической конференции «Академическое искусство против искажения истории России», которая прошла в рамках фестиваля и стала завершающим мероприятием проекта «История Отечества на оперной и балетной сцене». Участие в работе конференции приняли: музыковед, кандидат искусствоведения Георгий Ковалевский (Санкт-Петербург), театральный критик, руководитель кабинета Музыкальных театров СТД РФ Ольга Кораблина (Москва), театровед Екатерина Беляева (Москва), балетный критик, кандидат искусствоведения Роман Володченков. Столичные гости поделились со студентами МарГУ, учащимися колледжа культуры и искусств им. Палантая, медиа-класса Лицея «Бауманский» своими размышлениями, провели анализ ситуации с патриотическими постановками на сцене российских театров и подвели некий итог прошедшему фестивалю.
- Если речь заходит о героических балетах, прочно вошедших в репертуар некоторых театров, в которых речь идет о свободе, совести и чести, то на ум приходят лишь «Спартак» и «Пламя Парижа», - сказала Ольга Кораблина. – Получается, что в России при нашей богатейшей истории на слуху практически и нет других названий, к большому сожалению. Очень здорово, что сегодняшний фестиваль дал возможность подумать и поразмышлять на эту тему, показал, что она волнует театры. Я бы очень хотела, чтобы спектакли, рассказывающие о героическом прошлом и настоящем нашей страны, ставились не только к знаменательным датам. Такие исторические постановки должны быть в репертуаре всегда. Отрадно, что театр имени Эрика Сапаева давно это понял и 10 лет назад создал прекрасный спектакль «Письма с фронта».
- Фестиваль «История Отечества на балетной и оперной сцене» позволил сделать важные выводы и с уверенностью сказать, что представленные спектакли, без сомнения, помогают сформировать у зрителя правильное представление о силе духа, подвиге во имя Отчизны, безвозмездном служении Родине, непредательстве, стойкости тыла, единении разностей, силе личности, долготерпении, - поделился впечатлениями о проекте Роман Володченков.
- Мне кажется, что современный театр так или иначе должен пытаться следовать трем аспектам убеждения, которых придерживались в римской риторике: учить, побуждать, развлекать, - сказал Георгий Ковалевский. – Я искренне желанию театру имени Сапаева следовать по выбранному им пути.
«Разрулили». Усадили.
Фестивальный марафон завершился балетом «Письма с фронта» на музыку Валерия Гаврилина. Погода внесла свои коррективы в планы организаторов, и спектакль перенесли с открытой площадки на сцену театра оперы и балета, сохранив при этом вход свободным. Несмотря на холод и позднее начало действа, в начале девятого часа вечера 21 июня входные и бесплатные билеты администраторы предлагали уже только на балкон.
Желающих воспользоваться возможностью свободно попасть на спектакль театра, в который купить билеты не так и просто, оказалось много. Не знаю, пришлось ли администраторам в итоге закрыть двери театра и не пускать тех, кто пришел позднее остальных, но в партере и амфитеатре ни одного пустого места (даже приставного) не было. Надо отдать должное администрации, капельдинерам - «разрулили» все и усадили всех.
Трогательно до слез
«Письма с фронта» захватывают с первых минут. История трагической любви как будто вырвана из огромного оркестра человеческих жизней, чьи голоса затихли на поле битвы. Пронзительная музыка Валерия Гаврилина, фрагменты военных песен Андрея Эшпая, Константина Листова, Яна Френкеля, синтез современной пластики, классической хореографии и драматического искусства делают это произведение невероятно запоминающимся и до слез трогательным. В основе либретто - подлинные фронтовые письма времен Великой Отечественной войны. Спектакль в репертуаре уже 10 лет, и каждый раз он будоражит душу и заставляет чаще биться сердце не только у публики, но и у артистов.
- Балет «Письма с фронта» занимает в моем сердце особое место, - поделился с «Марийской правдой» Роман Стариков, ведущий солист балета, исполнитель партии Немца. - Когда его ставили 10 лет назад, я был совсем юным артистом и помню, с каким воодушевлением тогда танцевал, помню, как на генеральной репетиции слезы на глазах были у всех артистов. Этот балет не может никого оставить равнодушным. И теперь, спустя столько лет, вновь удалось испытать такие же сильные эмоции, как на премьере. Безумно люблю это произведение, желаю всем хотя бы раз в жизни его увидеть.
Первый фестиваль «История Отечества на балетной и оперной сцене» сам уже стал историей, у которой, надеюсь, обязательно будет продолжение, и Йошкар-Ола с радостью примет в большую фестивальную семью еще одного достойного члена.